Социальные сети внедряют новые возможности для ритейла и постепенно превращаются в маркетплейсы. Есть ли шанс, что они заменят традиционные интернет-магазины? И как будет развиваться социальная коммерция в ближайшие годы?
Согласно данным GfK, аудитория Интернета в России по состоянию на январь 2018 года составляла 87 млн человек, что на 3 млн больше, чем годом ранее. По данным ВЦИОМ на конец 2017 года 45% россиян (18+) пользовались хотя бы одной из социальных сетей почти каждый день, 62% — хотя бы раз в неделю. Наиболее популярные сайты – «ВКонтакте» (28% посещают ежедневно, основная ежедневная аудитория – 25-34 года), «Одноклассники» (19%, 25-34 года) и Instagram (14%, 18-24 года и 25-34 года).
Сами соцсети предлагают все больше возможностей для бизнеса. Pinterest запустил функцию распознавания предметов на фото и добавил кнопку для их моментальной покупки. Нововведение быстро оценили продавцы, причем, не только онлайн. Бразильский бренд мебели и аксессуаров Tok & Stok интегрировал в свои офлайн-магазины возможность прямого соединения с Pinterest. Покупатели могут публиковать «пины» заинтересовавшего товара и получать советы друзей, не покидая торговый зал.
«Где-то до 2015 года в социальной коммерции существовала парадигма, что в соцсети должна появиться витрина, которая поможет клиенту выбрать товар, положить его в корзину и оплатить, – комментирует Камиль Калимуллин, AdvantShop. – Помню, как в 2013 году мы проводили ECOM DAY в Москве, где «ВКонтакте» и «Одноклассники» рассказывали о таких решениях. Но эта парадигма не заработала. Люди не захотели менять свое поведение: они приходили общаться и обмениваться контентом, а не совершать покупки. Я считаю, что сдвиг возможен, если соцсети и мессенджеры внедрят свои платежные аккаунты для быстрой оплаты, как это сделали игроки в Китае и Южной Корее, и без такой бешеной комиссии, какая она сегодня у Сбербанка во «ВКонтакте». Простое для пользователя решение будет взлетать в массовой истории. Но горизонт такого решения – года 3 точно, и придет оно, скорее, через мессенджеры, чем через гигантов типа Facebook и Instagram».